Муниципальное

общеобразовательное учреждение

"Сергинская средняя общеобразовательная школа"

Поход в деревню Краснояр

Деревня Краснояр Гординского сельского поселения является максимально высотной отметкой области. Нам было интересно побывать там еще и потому, что до 1956 года наше село относилось к Кировской области. Что же связывает нас с ними, что у нас общего?

Участники похода: учащиеся 8-9 классов, некоторые из них не один год занимаются краеведением. Мы хотим подготовить презентацию нашего маршрута.

Итак, нас 17 детей и два руководителя (Дзюина Валентина Геннадьевна – руководитель краеведческого кружка и Шатрова Ирина Алексеевна – классный руководитель восьмого класса.

Путь к этому загадочному и одному из самых известных мест Кировской области мы начали 17 сентября 2009 года в 16 часов после занятий в школе.

Пункт отбытия – село Сергино. Наше село лежит на правом берегу реки Камы. До реки рукой подать. Это село большое, здесь есть магазины, столовая, почта, средняя школа, Дом культуры, Дом ремесел, детский сад, амбулатория, контора охотобщества.

Сергино красиво и живописно. Улицы утопают в зелени. Возле домов благоухают цветы, а около общественных зданий, разбиты клумбы.

До Кипрят, вернее до развилки, решено было идти пешком. Это по меньшей мере 5 км. Здесь нас уже ожидал автобус, на котором мы должны были доехать до с. Гордино. По дороге попадалось много деревень с интересными названиями: Спирята, Якунята, Алешата, Чабаны, Фифилята, Ефремята, Фодотята, Малашата, Трошкино.

В основном деревни названы по именам или прозвищам первых поселенцев. Это небольшие деревни, в 14-15 домов, в которых даже нет магазинов. Только в Ефремятах есть начальная школа, почтовое отделение, клуб, магазин.Первая остановка – с. Гордино. Это довольно большое село, в котором, как нам потом рассказали, около 600 жителей. Одних магазинов – 13! Есть даже два бара, а в школе учатся 185 учеников. Улицы широкие, много красивых домов, тут и там видны новостройки. Есть детский сад в типовом кирпичном здании, клуб, почта. 1776 – год образования села. Коренное население – русские.

Мы заинтересовались топонимикой села. Наши гиды, Настя и Лена, учащиеся 11 класса местной школы, рассказали о том, что первым жителем села был Гордин Ульян Петрович, который тут оказался вскоре после Пугачевского восстания. Позже переехал сюда и его брат Семен. До сих пор самая распространенная фамилия в селе Гордины, а также Бузмаковы, Некрасовы, Першины, как и у нас в Сергино и Кипрятах.

Из Гордино мы выехали в деревню Краснояр, так как до нее еще примерно 15 км. Девушки-гиды нам сказали, что мы проедем еще несколько деревень. Вот она – первая деревня Боровичата. Легенда гласит, что первый житель был крепким, приземистым как боровик. Следующей деревней на нашем пути была деревня Силята. Вдоль дороги растут могучие величественные ели. На березах листьев уже нет. Лишь местами встречаются золотистые листочки.

Через несколько километров пути начинается крутой подъем. Это деревня Шердынята, за которой простираются широкие поля. Вскоре мы проехали небольшую деревушку, утопающую в разноцветных деревьях, и оказались в Дуринах. Дурины – самая маленькая деревня, которую мы проезжали: она состоит всего из двух жилых домов. Преодолев несколько крутых поворотов, спусков и, поднявшись в крутой угор, мы наконец-то доехали до последней деревни – Верхнекамье.

Девочки Лена и Настя рассказали, что здесь живет еще Иван Тихонович Сероев, бывший житель Краснояра. Также гиды еще немного рассказали об истории деревни. Что Краснояр – самая высокая точка Кировской области, и то, что через Краснояр отступали части Колчаковской армии. А сейчас это место, откуда берут строительный материал – гравий.

Мы продолжаем свое путешествие. Вот перекресток двух дорог: одна из них ведет на Краснояр. Мы едем до конечной остановки.

Здесь погода преподнесла нам сюрприз – моросящий дождь, но это нас не спугнуло. Вот она – самая высокая точка Кировской области и всего Верхокамья.

Наша группа отправилась осматривать окрестности. Кругом были малинники, черемухи, которые свидетельствовали о том, что раньше здесь была деревня. Красивейшие места, чудесная природа – и все заброшено. А когда-то здесь была деревня, в которой ключом била жизнь. В этих местах, по словам гидов, сохранился родник с исключительно чистой и вкусной водой. Ему тоже грозит забвение. Возродится ли когда-нибудь эта деревня? Кто знает?...

А пока здесь добывают строительные материалы для ремонта дорог, поэтому вокруг одни песчаные карьеры. За стеной деревьев спряталось маленькое озеро. Так что, не присмотревшись, его нельзя увидеть, но, подойдя ближе, можно рассмотреть всю его красоту. А внизу и на холмах леса, как сказочный ковер. Да! Этот край прекрасен своей по-северному скромной природой, своей русской красотой: бескрайними весенними разливами рек, бездонной голубизной неба летом, живописной осенью, кружевом заиндевелых зимних лесов.

Возвышенный рельеф правобережья Камы и ее притоков сформирован Глазовским валом. Наибольшая абсолютная высота вала достигает 338,1 м. около деревни Краснояр Кировской области, где мы сейчас и находимся.

Характерный пейзаж – пологие, поросшие хвойным лесом холмы.

Фотографии на память, и в обратный путь. Ночевать решили мы в Гординской школе и попали на бал, посвященный Королеве Осени.

Утром мы побывали в компьютерном классе (у них 20 компьютеров, в классе интерактивная доска и кресла), сходили в музей, послушали интересный рассказ руководителя музея Тамары Власовны об истории села Гордино.

В 11 часов мы покидали гостеприимное село. Впереди 20 км пешего хода, но никто не унывал. В деревне Ефремята – привал и вкусный обед у костра.

Уставшие, но довольные мы пришли домой. Поход всем понравился.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".